Памятка тренера: 4 составляющих поучительной истории
Scroll to top

Памятка тренера: 4 составляющих поучительной истории

Корпоративный тренер, как правило, работает очно или онлайн с внутренней аудиторией, поэтому  ключевыми сообщениями, доносимыми до внутренних клиентов, являются идеи, концепции, техники, выводы. Все то, что можно использовать, чтобы повысить эффективность и результативность сотрудников через обучение.

Некоторые специалисты по обучению называют тренинговые истории мифами, некоторые – байками. Но, какое бы не выбиралось название для обозначения данного инструмента,  квалифицированный тренер всегда будет рассказывать истории, потому что:

  • это нравится слушателям;
  • это нравится ему самому;
  • а главное, это позволяет подготовить аудиторию к решению важнейшей тренинговой задачи – усвоению необходимой информации.

После эта информация будет применена в кейсах, ролевых играх и упражнениях. Но, чтобы лучше донести материал и обеспечить более высокий уровень понимания учащимися, к примеру, техники обратной связи или алгоритма взаимодействия с недовольным клиентом, нужно помочь слушателю осознать актуальность и суть вопроса. История, как инструмент взаимодействия спикера и группы, подходит для этого просто идеально.

Из каких именно блоков, важных частей состоит практическая любая тренинговая история? Можно ли скомпоновать эти части в определенной последовательности или хронологии?

Я хочу поделиться своей моделью «Компас сторителлинга», которая  позволит даже начинающему тренеру, используя мнемоническую технику, легко запомнить этапы или фазы представления любой истории.

Компас сторителлинга

Итак, каждая тренинговая история состоит из четырех основных блоков или фаз.

1. Запад – З – Завязка

Традиционно, история начинается с Завязки.

Например: «Для того, чтобы подвести вас к некоторым важным выводам по теме «Контроль», хочу рассказать  следующую историю. Это случай из практики. И, к сожалению, его финал не очень благоприятный. История такая: Пару лет назад, в достаточно крупном магазине цифровой и бытовой техники работал управляющий. Однажды, его руководство решило приехать к нему на проверку. Оказалось, что….».

Как мы видим, завязка нужна, чтобы подчеркнуть актуальность истории, а также вызвать интерес у обучающихся. В данном конкретном примере группа состояла из директоров магазинов. Очень важный момент состоит в том, что персонажи истории не должны восприниматься слушателями как «Буратинки». Таким термином Максим Иляхов, автор книги «Пиши, сокращай», обозначает тех действующих лиц в сторителлинге, которые совсем не проработаны, и поэтому не вызывают доверия. Я бы отнес к «Буратинкам» в тренинговой истории и тех персонажей, которые далеки по сфере своих занятий или сильно отличаются по своему типажу от аудитории, проходящей обучение.

2. Север – С – Содержание

После завязки истории тренер переходит к изложению ее содержания. В этой фазе рассказчик доносит до слушателей суть истории, приводя факты, последовательность событий и финальный результат, то что мы видим в конце действия. Обычно тренер использует красочный, яркий стиль повествования, употребляет в речи метафоры, аналогии, даже может задавать риторические вопросы аудитории, на которые сам же и находит ответ. Важным условием эффективного использования данной фазы является ее длина. Содержание не должно быть ни слишком затянутым, ни слишком кратким.

3. Восток – В – Выводы

На анализе как произошедших событий, так и финального результата основана следующая, третья фаза, которая называется выводы. В рамках данного этапа рассказчик вовлекает слушателей в формулирование выводов, извлечение уроков из данной ситуации. Мотивирует их к применению или неприменению определенных образцов поведения.

«Итак, управляющий был переведен на другую должность с понижением. Почему это произошло? Как именно он осуществлял контроль?».

Схожая фаза, выводы, присутствует и в PR-сторителлинге. Но, в отличие от самостоятельных выводов, сделанных кем-то из целевой аудитории потребителей, в сфере обучения вы вправе рассчитывать на помощь в этом вопросе тренера, который синхронизирует понимание для всех участников учебного процесса.

4. Юг – Ю – Юмор

И, наконец, четвертой составной частью повествования является юмор. Одним из условий успешного усвоения и применения полученной информации является позитивное к ней отношение. Ведущий тренинга создает положительный настрой, шутит, мотивирует, благодаря этому выводы, сделанные совместно с участниками, не остаются «тяжелым грузом», «балластом» в глубинах сознания, а послужат стимулом для последующего изменения поведения в сторону большей эффективности.

Можно как начать повествование с юмора, и тогда последовательность фаз будет иметь вид Ю-З-С-В, так и закончить, тогда последовательность фаз будет выглядеть З-С-В-Ю. Оба алгоритма очень просто запомнить. Достаточно только вспомнить стороны света.


Уважаемые тренеры и руководители, давайте, обучая, рассказывать больше ярких и интересных историй с обязательными выводами для аудитории и позитивным настроем! И тогда результаты нашего труда получат еще более высокую оценку.

Источник: https://www.e-xecutive.ru/education/korporativnoe-obuchenie/1993339-pamyatka-trenera-4-sostavlyauschih-pouchitelnoi-istorii

#МеждународнаяАкадемияМенеджмента #МАМ #Управление #Менеджмент #Руководители #Business #Management