
Шеметкова Ольга Леонидовна, декан Финансового Факультета Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, кандидат физико-математических наук., доцент
Из выступления на Круглом столе в Научно-практическом центре медико-социальной реабилитации инвалидов имени Л.И. Швецовой 30 ноября 2018 г.
С 2017 года в РЭУ им. Г.В. Плеханова ведется системная работа по приведению условий организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ОВЗ к требованиям Министерства науки и высшего образования РФ.
Проведена оценка условий доступности учебных корпусов (расположенных на основной площадке) и общежития РЭУ им. Г.В. Плеханова (расположенного по адресу Стремянный пер, д. 14) для инвалидов и лиц с ОВЗ (глухие/слабослышащие, слепые/слабовидящие, c нарушениями опорно-двигательного аппарата). Создана постоянно действующая Координационная комиссия по обеспечению условий организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ОВЗ.
Разработана система предоставления сопровождения в процессе обучения инвалидов и лиц с ОВЗ силами волонтерского центра Университета, а также услуг ассистента, оказывающего обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь (назначены сотрудники деканатов, оказывающие помощь в процессе обучения инвалидов и лиц с ОВЗ).
На головной площадке (Москва) в настоящий момент обучается 155 лиц с ОВЗ (ВПО-1), в том числе: инвалиды 1-й группы — 3 чел., инвалиды 2-й группы — 12 чел., инвалиды 3-й группы — 33 чел., дети-инвалиды — 52 чел. Из них 12 ребят с нарушением зрения, 10 – с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 2 – со сложными дефектами.
Для слабовидящих разработана специальная версия сайта.
За прошедшее время в Университете создано множество условий для лиц с ОВЗ:
- беспрепятственный доступ обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ в здания Университета;
- возможность получения пространственной информации посредством тактильно-сенсорных терминалов и тактильных мнемосхем с дублированием информации шрифтом Брайля;
- наличие тактильной разметки, кнопок активации системы помощи, пандусов, лифтов, поручней, расширенных дверных проемов, мобильных лестничных подъёмников;
- наличие специализированных мультимедийных аудиторий, оснащенных индукционными петлями и рабочими местами с функцией регулировки высоты стола (всего 9 аудиторий, из них 2 лекционные аудитории).
Для указанной категории студентов обеспечен доступ к электронным версиям учебно-методических материалов и учебной литературе по каждой дисциплине учебного плана (в электронной информационно-образовательной среде организации и электронно — библиотечных системах), которые можно просмотреть в режиме увеличенного шрифта на экране монитора с использованием программных средств Windows.
При этом удалось решить, пожалуй, самую серьезную проблему -сопровождение инвалидов и лиц с ОВЗ в процессе обучения, направленное на контроль учебной деятельности (тьюторы) и социальной адаптации (волонтерский центр), а также обеспечить психологическое сопровождение инвалидов и лиц с ОВЗ в процессе обучения.
Жилые помещения в общежитии, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ, предоставляются по запросу этой категории студентов. Наличие стоянки автотранспортных средств для инвалидов и лиц с ОВЗ обеспечивается на всей территории РЭУ.
Все это в свободном доступе на сайте Университета: https://www.rea.ru/ru/Pages/Obuchlic.aspx.
Однако обсуждение проблемы инклюзивного образования в Университете началось задолго до этого. Еще в 2015 году финансовым факультетом была предпринята попытка проанализировать доступную среду в РЭУ и выявить ее слабые места. Для этого совместно с Филиалом Фонда Розы Люксембург (Германия) силами студентов факультета было проведено небольшое исследование доступности головной площадки РЭУ для лиц с ОВЗ. Результаты стали предметом широкой дискуссии на Международном круглом столе «Молодежная политика. Мир без границ: доступное образование для всех» 5 октября 2015 года. В работе приняли участие представители профильных организаций таких стран, как Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Германия, Италия, Россия.
Тема доступности образования и «работы над ошибками» по улучшению доступной среды стала одной из главных на прошедшем 03 октября 2017 года в РЭУ им. Г.В. Плеханова совместно с Филиалом Фонда Розы Люксембург (ФРГ) в Москве Молодежного Форума, посвященный Международному Дню толерантности и Международному дню инвалида. Организатором со стороны Университета вновь выступил финансовый факультет.
В работе Форума приняли участие более 200 человек вместе с представителями таких стран, как Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Германия. Онлайн в работе приняли участие делегации из 15 филиалов Университета. Среди выступавших особенно запомнились доклады проректора по развитию РЭУ им. Г.В. Плеханова Штыхно Д.А., профессора, заведующего кафедрой мировой экономики Хасбулатова Р.И., Татарко А.Н., доктора психологических наук, главного научного сотрудника Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований НИУ ВШЭ.
Гостями и участниками дискуссии Форума стали Дроздовский Сергей Евгеньевич (Беларусь, г. Минск), руководитель Правозащитного просветительского учреждения «Офис по правам людей с инвалидностью»; Малышко Евгения Владимировна (Россия, г. Москва), член Международного координационного комитета по подготовке I Всемирного Конгресса людей с ограниченными возможностями здоровья, сотрудник АНО «БЕЛАЯ ТРОСТЬ»; Морозова Наталья Александровна (Россия, г. Москва), представитель Европейской Ассоциации культурных и образовательных проектов в области поведенческой экономики (EACEIP); Юлдашев Заир Рахимович (Казахстан, г. Алматы), президент ОЮЛ «Ассоциация Гражданский Альянс Жамбылской области, Кильмашкина Татьяна Николаевна (Россия, г. Москва), д.ю.н., профессор кафедры теории и методологии государственного управления МВД Академии управления министерства внутренних дел Российской Федерации; Нуралиева Чолпон Аскаровна (Киргизская Республика, г. Бишкек), д.э.н., профессор КРСУ им. Б.Н. Ельцина, и многие другие.
Подобные мероприятия – предмет моей личной профессиональной гордости. Ведь благодаря таким встречам и меняется отношение общества к людям с ОВЗ. Широкое обсуждение существующих проблем без фарисейства и умалчивания – единственно возможный путь для поиска решений, чтобы то, что раньше было исключением, стало правилом и нормой.