
Выступление Александра Валентиновича Хребтова, Вице-президента — заместителя председателя Правления Национальной технологической палаты на Форуме экспертов в области управления 15 апреля 2015 года
Проблемы инновационного развития и освоения новейших технологий имеют первостепенное значение для всех стран. Сейчас на долю новых технологий в развитых странах приходится от 70-85% прироста валового внутреннего продукта.
Происходящая сегодня в мире смена технологических укладов открывает «окно возможностей» для выхода на новую волну экономического роста.
Именно в периоды крупномасштабных технологических сдвигов возникает возможность для ряда стран вырваться вперед и совершить «экономическое чудо». Как показывает опыт совершения прорывов в новых индустриальных странах: Японии, Южной Корее и Китае, для этого нужна концентрация на прорывных направлениях. Каких?
История развития стран-лидеров в мире за последние 300 лет показывает, что своими технологическими, экономическими и политическими достижениями страны-лидеры были обязаны своим стратегиям развития, среди которых главную роль играли новации в системе образования.
Очевидно: только та страна, которая сможет правильно сконструировать (организовать) новую и эффективную систему образования для всех своих разновозрастных граждан, а также сможет конвертировать Образование в эффективное развитие страны, – станет одним из технологических и экономических Лидеров мира.
России необходим инициирующий импульс и концентрация ресурсов на перспективных направлениях нового – шестого технологического уклада.
Происходящая в настоящее время смена доминирующих технологических укладов открывает «окно возможностей»для успешного выхода на новую длинную волну экономического роста, которое закрывается после перехода ведущих стран мира к новому технологическому укладу. После этого отстающим странам приходится довольствоваться ролью сырьевого придатка государств-лидеров.
Если же переход к новому технологическому укладу отстающей стране удается совершить раньше, то она совершает рывок на гребне длинноволнового подъема.
Именно так совершались экономические чудеса в США и Германии в конце позапрошлого века, в Японии и новых индустриальных странах — в середине прошлого века. Сейчас на наших глазах такой рывок совершает Китай.
Ключевая идея стратегии опережающего развития заключается в опережающем становлении базисных производств нового технологического уклада и скорейшем выводе российской экономики на связанную с ним новую длинную волну роста.
Для этого необходима концентрация ресурсов в развитии составляющих его перспективных производственно-технологических комплексов.
В классическом варианте стратегии развития преимущественно предусматривается адаптация, как правило, широкоизвестного зарубежного опыта в российской действительности. Однако, создавая даже хорошую копию чужой системы нельзя выиграть у оригинала.
Только за счет применения стандартных мер экономической политики Россия не сможет стать одним из мировых технологических и экономических лидеров.
Необходимо сформировать свою уникальную модель развития.
Уровнем методологий мыслят крупные корпорации, но не Правительства. Лишь единицы используют методологию как явный инструмент госполитики.
Мы должны быть в числе первых, что может быть нашим преимуществом.
Роль государства в освоении передовых сложных методологий не имеет альтернативы. Все предприятия должны быстро взять на вооружение одну (единую) сложную методологию инноваций.
«Инженер мирового класса с пятью коллегами может сделать, больше чем 200 рядовых инженеров».
Генеральный директор «Циско системс» (Cisco Systems) Джон Чемберс
Сегодня странам России и странам ЕАЭС нужна подготовка именно таких высококлассных специалистов: изобретательных, инновационных и самообучаемых, умеющих самостоятельно принимать решения. Конкурентоспособность страны под угрозой. Необходимы творческие, эффективные, патриотически настроенные граждане. Нужна система их массовой подготовки и соответствующая «проектная» экосистема.
Главная проблема инновационно-венчурного процесса в стране – низкая эффективность процесса, отсутствие оригинальных, прорывных проектов – обусловлена, в том числе, значительным снижением качества подготовки инженерных кадров. Сегодня в ВУЗах, да и в поствузовском обучении идет подготовка инженеров-исполнителей, «инженеров-копировщиков» и вообще отсутствует подготовка инженеров-созидателей, инженеров-творцов, инженеров-инноваторов. Очевидно, что причина этому – системные ошибки прошлых лет в стране, падение уровня преподавательского состава, снижение имиджа инженерного труда и т.п. И под это подводится «политическая база» – главное бизнес, и команда, а «техника» – ничто, а «ученых надо гнать из проекта»…. При этом забывается, что хорошо «инженерно-сделанный» проект — фундамент успеха. И, зачастую – приводит к созданию прорывных продуктов, технологий, проектов.
Мы уверены, сегодняшний перекос необходимо устранить. Для этого необходимо серьезно ставить и системно решать задачу «возрождения российской инженерной школы», массового производства «творческой инженерной элиты». И тогда – при соответствующей работе – мы сможем дополнительно получить большее количество качественных инновационных проектов. Это приведет к воспитанию новой научно-инженерной и предпринимательской элиты страны. Граждан, которые ставят перед собой масштабные достойные цели, не боятся проблем и противоречий, умеют системно решать проблемы, видеть последствия принятых решений. И которые смогут превратить нашу страну в мирового Лидера. Генри Форд сто лет назад хотел сделать автомобиль доступным для масс. Его миссией стала «демократизация автомобиля». Мы же сегодня говорим о «демократизации творчества» – о том, чтобы сделать творчество доступным каждому человеку – о навыках поиска, постановки и решения проблем. Или по-другому – о создании масштабной креативной экосреды и о массовой подготовке специалистов с новым стилем инновационного и творческого мышления, которые однозначно смогут вывести нашу страну в мировые Лидеры.