А.А. Осипова: Эффективность осуществления нацпроектов определит качество будущего для России - Международная Академия менеджмента
Scroll to top

А.А. Осипова: Эффективность осуществления нацпроектов определит качество будущего для России

Представляем вниманию читателей сайта выступление члена Президиума Союза экспертов в области управления «Международная Академия менеджмента», президента Российской ассоциации франчайзинга, президента ЗАО БРПИ (Баскин Роббинс) Агнессы Арнольдовны Осиповой на Форуме экспертов в области управления 15 апреля 2019 года

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Благодарю вас за предоставленную возможность принять участие в обсуждении темы управления, которая имеет приоритетное значение в контексте решения задач стратегического развития страны.

Стратегия развития России, выстраивающая систему ключевых направлений деятельности государства в политической, экономической и социальной сфере, в обозримой перспективе будет важным фактором изменений в нашей стране по траектории прорывного роста. Центральными положениями этой Стратегии являются обеспечение устойчивого благосостояния каждого гражданина и страны в целом.

В 2017 – 2018 годах Россия вошла в положительную стадию деловой активности, что обуславливает исключительную актуальность перехода к позитивному состоянию социально-экономического развития.

Сформированная модель развития — вектор, заданный внутренними потребностями и продиктованный глобальными трендами, обусловленными вызовами с которыми сталкивается большинство ведущих мировых держав в экономике, геополитике, технологиях и социальных сферах. Россия смогла достойно ответить на турбулентность последних десяти лет. Но следует отметить, что успехи в противостоянии кризисам не делают модернизацию менее актуальной. Именно всеобщая модернизация служит драйвером, способствующим повышению инвестиционной активности, росту производительности труда и нивелированию влияния негативных демографических тенденций.

Проведение как структурных, так и институциональных реформ позволит раскрыться предпринимательской инициативе, снять излишние ограничения на рынках труда и капитала, а также сформировать крепкую основу для повышения достатка граждан.

Созданные этими реформами положительные изменения сформируют платформу для достижения поставленных на национальном уровне целей и выполнения стратегических задач развития страны, сформулированных в Майском указе Президента. При этом важно в равной мере учесть приобретенный за минувшее непростое десятилетие опыт и найти эффективные ответы на новые глобальные вызовы, одновременно несущие как значительный позитивный потенциал, так и серьезные риски.

Потребности общества задают базовый вектор реформирования государственного управления. Динамичное развитие технологий усиливает непредсказуемость многих процессов современного мира. В сложившихся условиях постоянных изменений наиболее надежными моделями управления являются краткосрочные программы, продолжительностью пять — шесть лет, позволяющее системе управления проявлять гибкость, адаптивность, своевременно реагировать на изменения в экономике, политике и социальных сферах как в стране, так и в мире.

Новые технологии обуславливают первоочередное значение качества государственного управления на фоне прочих направлений институциональной модернизации. Инновации понижают приоритет трудовых и природных ресурсов в принятии инвестиционных решений.

В условиях международной конкуренции такие факторы как надежность, предсказуемость и качество условий ведения бизнеса становятся критическими для принятия решения об инвестировании.

Одним из трендов глобальной экономики на сегодняшний день является тесная интеграция и взаимозависимость национальных рынков, отраслей, сегментов, продукции и услуг. Потенциал, который несет с собой новая волна технологического прогресса позволяет заключить, что в ближайшие годы глобализация экономики будет только возрастать.

Вхождение России в пятерку стран, занимающих лидирующие позиции в экономике, станет важным фактором формирования глобальной экономики предстоящего десятилетия. Реализация этой задачи объединяет все направления национальных проектов на уровне мероприятий и ресурсов, и закладывает репутационный фундамент страны на внешнем рынке. Стратегические цели научного, технологического и экономического роста принципиально взаимосвязаны — они одновременно определяют и вектор развития страны и в то же время задают его темп.

Развитие человеческого капитала в областях демографии, здравоохранения, жилья и городской среды, экологии и культуры – являются ключевыми задачами национальных проектов. Их реализация в различных областях создает синергический эффект в естественном приросте населения, повышает продолжительность жизни, а также способствует устойчивому росту реальных доходов, снижению бедности и улучшению жилищных условий. В прямой взаимосвязи с этими направлениями находятся проекты по увеличению производительности труда и занятости, цифровой экономике, поддержке малого и среднего предпринимательства, развития безопасных и качественных автомобильных дорог. Все это призвано создать условия для самореализации и раскрытия таланта граждан, а также сформировать на государственной и рыночной основе институциональную среду, в которой особо высоко ценится профессиональный и высокотехнологичный труд.

Особое место в стратегическом развитии занимают национальные проекты, направленные на укрепление конкурентоспособности экономики, цель которых стимулировать ускорение технологического развития, укреплять высокопроизводительный сектор, ориентированный на экспорт, внедрять цифровые технологии в экономику и социальную сферу.

Рассмотрим некоторые принципиальные задачи национальных проектов, а также проблемы, возникающие при их реализации.

Первое — развитие человека и социальная сфера.

Одним из определяющих факторов качества жизни и возможности самореализации граждан, а также роста благосостояния всего общества и страны в целом, выступает развитие образования, которое в наибольшей степени способно раскрыть таланты человека. В условиях социально-экономической неопределенности именно образовательная сфера способна заложить базу, которая станет основой долгосрочного развития.

Говоря о качестве школьного образования, следует отметить, что в данном вопросе основной целью является укрепление положения страны в числе десяти стран-лидеров. В данный момент Россия лидирует в мире по международному сопоставительному исследованию читательской грамотности четвероклассников PIRLS, а также находится в числе десяти сильнейших стран по математической грамотности.

Принимая во внимание, но не беря в абсолют данные рейтингов, необходимо выделить и то, какие проблемы в российском образовании они выявляют на общемировом фоне. Одна из таких проблем — российские школьники испытывают трудности с практическим применением полученных знаний. Это означает, что при всей фундаментальности российского образования необходимо изменить его структуру и содержание с целью усилить его практическую составляющую. Важно делать упор не только на механическом заучивании материала, но и на его анализе, на умении работать в команде, разрабатывать совместные проекты и выстраивать эффективную коммуникацию.

Одно из главных направлений для решения данной задачи — дополнительное образование детей школьного возраста. В 2017 году практически три четверти детей и подростков посещали дополнительные занятия. В их основу легли занятия на базе домов творчества, детско-юношеских спортивных и музыкальных школ. Как Президент Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) хочу отметить, что значительное количество отечественных франшиз активно способствуют развитию дополнительного образования в нашей стране — «Бэби-клуб», «Чемпионика», «Русский балет», «Англичанка».

Наличие высшего образования в России стало социальной нормой. Согласно результатам социологических исследований, в 2017 году около 90% родителей высказали желание о поступлении их детей в вузы. В числе главных задач здесь — повысить качество образования в российских университетах и сформировать мощную базу по подготовке высокопрофессиональных кадров. В последние годы ведущие российские университеты заметно укрепили свою позицию в международных рейтингах. Вместе с тем нельзя ограничиваться только достижениями ведущих вузов на мировом образовательном рынке: нужно обеспечить передачу высокого стандарта образования от ведущих университетов к региональным вузам, стимулировать развитие экспорта российского высшего образования.

Рассмотрим второе направление национальных проектов — конкурентоспособность экономики.

Уровень конкурентоспособности страны в решающей степени зависит от прорывного научно-технологического развития и непрерывной модернизации, которые будут выгодны бизнесу и станут залогом роста национального благополучия. В 2024 году по публикационной активности в научно-технической сфере Россия должна приблизиться к сегодняшним показателям Великобритании и Германии. И здесь важнейшая задача государства заключается даже не в прямых финансовых вливаниях, а в создании пространства опережающего технологического регулирования, своеобразного технологического офшора для реализации передовых решений.

Сегодня все развитые страны вступили в эпоху цифровой трансформации. И этот процесс ни что иное как гонка, шансы на лидерство в которой, как и риски отставания, могут оказаться очень велики. Чтобы адекватно оценить масштабы этого процесса необходимо исходить из того, что цифровизация является не отдельной отраслью или совокупностью технологий, а представляет собой алгоритм развития отношений в современном обществе и его культурной среде. И в этой гонке Россия имеет весьма неплохие исходные позиции. Примером этого служит создание национальной цифровой инфраструктуры широкополосной и мобильной связи. По заключению Всемирного банка, уровень информационных технологий в потребительской сфере России опередил страны ЕС и АСЕАН, Южную Корею и Бразилию. Это достижение уже само по себе практически сформировало инфраструктуру для цифровой трансформации в ряде областей.

Тем не менее уровень применения этих технологий серьезно различается и в зависимости от отрасли, и в зависимости от региона. В целом в экономике существует разрыв между предприятиями-лидерами цифровизации и остальной, весьма обширной и значимой, частью бизнеса. Проблематика ситуации заключается в том, что пока одни являются первопроходцами и инноваторами, другие не всегда даже пытаются следовать их путем. Это можно объяснить и ограниченностью средств, и нехваткой кадров. Но наиболее вероятная причина — дефицит рыночной конкуренции, надежда на внерыночную, административную, бюджетную поддержку.

Требуется взвешенно оценить и ожидаемые риски. При реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» следует учесть интересы потенциально высвобождающихся работников. Конечно, повышение эффективности экономики выгодно обществу в целом, однако социальные последствия цифровой трансформации являются важнейшим аспектом, который нельзя не принимать во внимание. Безусловно, цифровизация открывает новые возможности на рынке труда, но при этом возникает разрыв между структурой спроса и предложения. Избежать данной проблемы можно, лишь пытаясь избежать самой цифровизации. Но такой подход означал бы для России нарастающее отставание от стран-лидеров, закреплял бы существующий разрыв в уровне эффективности экономики. Процесс технологической трансформации и повышения эффективности будет сопровождаться и структурными изменениями в экономике.

Так, говоря об импортозамещении, необходимо, подчеркнуть, что цель этого процесса — создание в России новых продуктов и услуг, которые будут успешно конкурировать на внешних рынках. Индикатором же успешности этого процесса выступят показатели именно несырьевого экспорта.

Роль экспорта услуг в глобальной экономике возрастает, и Россия обладает всеми возможностями укрепить здесь свои позиции. За последние два года российский экспорт продемонстрировал исключительный рост, и что особенно важно – это рост поставок несырьевых неэнергетических товаров и услуг. Также надо отметить географическую и товарную диверсификацию. Произошло увеличение доли азиатского региона, в том числе стран ЕАЭС и Китая. Образовались новые экспортные позиции в области машиностроения и АПК, а также возросло общее количество организаций-экспортеров, в первую очередь благодаря представителям малого и среднего предпринимательства. Развивается экспансия и в относительно новые для нас сектора – в агропромышленный комплекс, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, нефтехимию, ИКТ.

Однако качественно изменить значимость страны на глобальном рынке, как и обрести новый импульс для развития, невозможно без значительного роста инвестиций. И отдельную роль здесь сыграют инвестиции частного бизнеса, в долгосрочной перспективе это — основной и самый правильный путь.

Важной частью подобных изменений являются и инфраструктурные проекты. Для России они играют особую роль в силу ее территориальных размеров. Именно инфраструктурные проекты и последующая за ними взаимоинтеграция рынков обеспечат рост доходов от инвестиций, повышение мобильности капитала и рабочих ресурсов. Это не только облегчит российским компаниями проникновение на мировые рынки, но и сформирует «умную специализацию» регионов, что в дальнейшем только еще больше диверсифицирует производство новых перспективных товаров и услуг.

Перейдем к рассмотрению основополагающих факторов реформы государственного управления. 

Осуществление качественного скачка развития научно-технологической и социально-экономической сферы России требует комплексного подхода к управлению, с применением регулярного мониторинга обратной связи. Одним из методов достижения этой цели станет привлечение всех общественных и государственных институтов к стратегическому планированию на различных уровнях, что будет способствовать консолидации отдельных структурных единиц управления.

Ведущую роль в реформе госуправления играет модернизация процессов, в прямой зависимости от которой находятся эффективность реализации стратегии, мобилизация кадрового потенциала и степень удовлетворенности граждан. Компетентность и мотивация управленцев, реализующих стратегию в рамках процессов и непосредственно взаимодействующих с населением, являются определяющими факторами качества системы государственного управления.

Как и было сказано ранее — активный рост экономики требует проведения структурных и институциональных реформ. Процесс глобализации диктует приоритетные сферы реформ на сегодняшний день, которые практически идентичны для всех стран: развитие человеческого капитала через сферу образования и здравоохранения, модернизация инфраструктуры и совершенствование государственного управления.

Все это, разумеется, невозможно без соответствующих трудовых ресурсов. Говоря об этом стоит подчеркнуть, что на данный момент самым крупным по численности в России является поколение 30-летних, в ближайшей перспективе обладающее значительным потенциалом для завоевания лидирующих позиций в секторе управления. Для эффективного использования этого трудового ресурса необходимо создать условия для дополнительного образования, саморазвития и вовлечения в госуправление ведущих представителей миллениалов.

В целях перехода от стабилизации к развитию экономики, стратегическому управлению необходимо акцентироваться на кредитовании инвестиций в опережающее развитие нового технологического уклада, на импортозамещение высокотехнологической продукции и углубление переработки сырья. Система управления должна обеспечивать реализацию принимаемых стратегических и индикативных планов, опираясь на механизмы частно-государственного партнерства в соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании», используя специнвестконтракты и другие современные инструменты организации выполнения совместно намеченных планов продвижения экономики.

Подводя итоги хочу сказать, что Россия вступила в новый, очень непростой, но исключительно важный период своей трансформации, цель которого обеспечить высокий уровень конкурентоспособности и благосостояния граждан, а также бизнеса и государства. Уровень эффективности реализации национальных проектов во многом определит будущий облик страны, ее место в мировой экономике и на политической арене, а достижение поставленных стратегических целей обеспечит широчайший спектр возможностей для будущих поколений.

В разработке текста выступления использованы следующие материалы:

Послание Президента РФ Федеральному Собранию – март 2018 г. http://www.kremlin.ru/events/president/news/56957

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027

Национальные проекты: ключевые цели и ожидаемые результаты – февраль 2019 г. http://government.ru/projects/selection/741/35675/

Будущее России. Национальные проекты https://futurerussia.gov.ru

Статья Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева для журнала «Вопросы экономики» — октябрь 2018 г. http://government.ru/news/34261/

Выступление Главы Счетной палаты Алексея Кудрина на Гайдаровском форуме – январь 2019 г. https://tass.ru/ekonomika/6005569

Интервью Советника Президента РФ Сергея Глазьева «Финансовой газете» — август 2018 г. https://glazev.ru/articles/165-interv-ju/61173-reformy-v-rossii-jeto-traditsionno-dogmatizm-pomnozhennyy-na-bezotvetstvennost

Гайдаровский форум — экспертная дискуссия «Только вместе: реформа системы государственного управления для граждан» — январь 2018 г. https://www.interfax.ru/events/news/596239

Выступление Министра экономического развития РФ Максима Орешкина на коллегии министерства – апрель 2017 г. https://www.forbes.ru/biznes/343293-optimisticheskoe-kino-oreshkin-o-reforme-gosupravleniya-i-roste-ekonomiki

Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ О стратегическом планировании в Российской Федерации http://www.kremlin.ru/acts/bank/38630