
Набор групповых и индивидуальных упражнений для накачивания рыночных мышц в нерыночно-ориентированном коллективе.
Иногда случается так, что компании необходимо трансформироваться на рынке, менять свое амплуа, но при этом значимая часть сотрудников продолжает жить прошлой жизнью, продолжает «воевать в прошлые войны», не может перестроиться. Текущий рынок компании сокращается и стагнирует. Руководство понимает, что компании нужно выходить на новые рынки, но не может добиться взаимопонимания и поддержки в этом у сотрудников за пределами узкой группы реформаторов. Вернее, не может добиться деятельных взаимопонимания и поддержки — только словесных, интеллектуальных. Умом люди согласны, а к действиям никак не могут перейти. Особенно проблема бывает сильна, если коллектив «нерыночный», если это инженеры, программисты, производственники.
Какую групповую работу уместно провести в этом случае, как выстроить разговор с коллективом, срежиссировать стратегическую сессию — с тем, чтобы добиться реальных моральных и поведенческих сдвигов от сотрудников?
Предлагаем вам рассмотреть следующие четыре групповых упражнения — вернее, три упражнения и одно «домашнее задание» — которые позволят расшевелить и разбудить коллектив. Данные мероприятия заставят людей явственно осознать новый уровень требований к самим себе.
1 — Протестируйте предпринимательские компетенции
Возьмите детализированный набор предпринимательских качеств у любого хорошего автора — например, прекрасный состав предпринимательских компетенций предложен Лайлом и Сайн Спенсерами в их книге «Компетенции на работе» (М.: HIPPO, 2005) — и сделайте из него анкету. Подобная анкета может выглядеть следующим образом (см. иллюстрацию).

Первые страницы анкеты оценки предпринимательских компетенций по Л. и С. Спенсерам
Предложите каждому члену коллектива оценить самого себя по этим навыкам. Можно затем усилить это упражнение и попросить коллег этого человека заполнить на него анкету — с тем, чтобы каждый мог сравнить собственную оценку своих предпринимательских навыков и оценку его предпринимательских навыков со стороны.
2 — Организуйте написание «портрета» идеального сотрудника
Разделите команду на несколько групп и каждую группу попросите составить портрет «идеального сотрудника» вашей компании. С учетом результатов самоанкетирования по предпринимательским навыком, или без их учета, но сделайте так, чтобы сотрудники выработали свое мнение по поводу важнейших «рыночно-управленческих привычек», которые нужно практиковать в компании. Пусть каждая группа презентует свои разработке коллективу в целом.
Можно дальше совместно составить единый портрет идеального сотрудника. А можно и не составлять. Самое главное — дать людям повод и возможность подумать и высказать свою позицию по этому вопросу. Одно это уже даст много плюсов компании.
3 — Озадачьте всех членов коллектива однодолларовой задачей
Существует сумасшедшая стратегия развития стартапов и компаний, выходящих на новые рынки, предложенная нашим коллегой Евгением Печёриным. Задача, говорит Евгений, состоит не в том, чтобы заработать миллион долларов. Задача — заработать один доллар. Сделать так, чтобы на счет компании — в связи с новой рыночной деятельностью — упал один-единственный доллар. Когда я рассказал об этой стратегии одному предпринимателю, у него широко раскрылись глаза, и он ответил, что если бы кто-то дал ему этот совет на заре его деятельности, то сейчас он был бы многократно богаче.
Выдайте сотрудникам «домашнее задание», заключающееся в том, чтобы пойти и заработать для компании, например, 1 000 рублей. Сделать абсолютно что угодно, но сделать так, чтобы на счет компании пришла 1 000 рублей от клиента, которого у компании не было раньше. Как правило, никто не сопротивляется этой задаче в связи с ее абсолютной достижимостью — но исполнение этого задания или даже попытка его исполнить уже приводят к серьезным моральным сдвигам в коллективе.
4 — Структурированно разберите рыночные возможности
И, наконец, распечатайте для коллектива длинный список рыночных возможностей — например, перечень всех отраслей народного хозяйства, в которых не потребляется продукт компании, или перечень всех городов страны, в которых не продается продукт компании. И затем поработайте с этим длинным перечнем в коллективе. Разбейтесь на группы, прочитайте весь перечень потенциальных рынков с карандашами и фломастерами, наотмечайте всласть те сферы, за которые компании, возможно, следовало бы взяться в первую очередь, насочиняйте, как могли бы быть применены компетенции компании в тех или иных сферах. И затем презентуйте результаты работы в группах коллективу в целом. Это точно приведет к новым осознаниям и откровениям в головах людей.
* * *
Не сбрасывайте заранее сотрудников-непредпринимателей со счетов. Есть показательные примеры, когда человек полностью преображается и становится вместо тормоза локомотивом развития. Но для этого нужно правильно вести разговор с этим человеком.
Алексей Пан
Источник: https://стратегическаясессия.рф/4-способа-разбудить-в-сотрудниках-зверя