
Некоторые эксперты прогнозируют, что желание сохранить национальный контроль над IT-индустрией, приведет ее к гибели
Депутат Государственной Думы Антон Горелкин внёс на рассмотрение своих коллег законопроект об ограничении иностранного владения российскими информационными ресурсами и объяснил своё предложение патриотическими чувствами и желанием защитить интересы российских технологических компаний.
Мнения экспертов по этому вопросу разделились. Одни поддержали законопроект, ссылаясь на мировую практику. Мол, многие страны принимают ограничительные меры для контроля иностранного присутствия. Вот хоть Китай, например. И ничего!
Но Россия особенная страна. К ней не всегда применима общепринятая практика в силу очень многих причин. Привлекаемый российскими технологическими компаниями объём финансирования очень мал в сравнении с возможностями мирового финансового рынка. Если инвестиции не будут поступать , это сильно ограничит в будущем возможности развития российских ИТ-компаний.
Доля России в мировом ВВП пока невелика — чуть больше 3%, но это не мешает нашей стране интенсивно развиваться и участвовать в мировой технологической гонке. У нас есть свои социальные сети, российские ученые и конструкторы успешно разрабатывают беспилотные автомобили, работают над созданием искусственного интеллекта. Такого уровня разработками, кроме нас, занимаются только Китай и США, а возможно все это стало не только благодаря талантам ученых и математиков России, но и не в малой степени инвестициям заинтересованных иностранных компаний.
Согласно опубликованным данным, на развитие и дальнейшее совершенствование разработок по созданию искусственного интеллекта и нейротехнологий, необходима сумма около 390 миллиардов рублей. Государственные вложения составляют только 60 миллиардов. Где же брать остальное? Конечно же, из бизнеса! Но такая сумма является очень тяжелой финансовой нагрузкой для российских предпринимателей , и без вливания иностранного капитала , пожалуй, не обойтись.
Некоторые эксперты приводят пример КНР, где обходятся своими средствами без привлечения иностранных инвестиций. Но ведь численность населения Китая в десять раз превышает количество людей в нашей стране. Наш внутренний рынок тоже в разы уступает китайскому.
Вот и получается, что мы не можем развивать технологии будущего, опираясь только на собственные ресурсы. Их у нас просто нет в требующихся объёмах. Поэтому принятием такого законопроекта депутаты могут сильно навредить развитию информационных технологий своей страны. Одно только обсуждение его в Думе сразу снизило стоимость акций на фондовом рынке.
Но это ещё не все последствия законопроекта. Если он будет принят, то под удар попадут операторы сотовой связи, банки и другие компании, работающие с клиентскими базами данных.
Желание отделиться, отгородиться от мира стеной в современной жизни невозможно. Времена «железного занавеса» прошли безвозвратно. Нравится это кому-то или нет, но глобализация неизбежна и надо это принять. Во многих отраслях российской экономики достаточно много иностранных денег, что даёт им возможность развиваться и смотреть в будущее с уверенностью. Зачем же лишать такой возможности ИТ-индустрию?

Член-корреспондент Международной Академии менеджмента, советник президента по развитию Коллегии Адвокатов П.А. Астахова Олег Львович Игонин:
Считаю, что так называемый «закон Горелкина» ничего хорошего ни государству, ни бизнесу не сулит.
Он может стать плохим примером для других направлений предпринимательства. Например, интересы государства могут быть в сельском хозяйстве, лесной промышленности, металлургии, а где интересы бизнеса?
Российским предпринимателям нередко приходится обращаться к иностранным инвесторам, это происходит и в ИТ- индустрии. А вот свои свободные от вложений капиталы они чаще всего инвестируют в заграничную экономику. Почему? Да потому, что там прозрачная система инвестирования и закон, защищающий права инвестора.
Именно этого и не хватает предпринимателям России. Кроме того, возврат капитала в нашу страну по амнистии, грозит им тюремным сроком. Примеры тому уже есть и вряд ли кто-то захочет после этого амнистировать свои капиталы, находясь за рубежом.
Возникает вопрос: зачем вкладывать свои средства в развитие ИТ- индустрии в России, когда завтра могут возникнуть проблемы и проект окажется под угрозой срыва? Лучше сразу начать его за рубежом, где такого не случится. Инвестор получит прибыль, иностранное государство — дополнительный налог, его граждане — рабочие места. А что же приобретёт Россия? Ничего!
Так зачем же собственными руками надо выталкивать свой бизнес из страны?
Я ничего хорошего — с точки зрения бизнеса — в законе не вижу, ведь у государства на сегодняшний день есть механизмы, позволяющие соблюдать свои стратегические интересы и без подобного законотворчества.