
очему Владимир Путин ошибается в своем диагнозе ситуации.
Владимир Путин произвел маленький фурор в преддверии саммита стран «двадцатки» в Японии, объявив в интервью корреспонденту Financial Times о конце эпохи либерализма: https://vedomosti.ru/politics/articles/2019/06/27/805261-putin
«Либеральная идея предполагает, что ничего не нужно делать. Убивай, грабь, насилуй — тебе ничего, потому что ты мигрант, надо защищать твои права. Какие права? Нарушил — получи наказание за это», — заявил Путин.
В ответ на волну критических замечаний отовсюду (например, со стороны польского президента: https://vedomosti.ru/politics/news/2019/06/28/805293-tusk-putina) Путин смягчил свой тезис, подчеркнув, что либеральная идея не лишена привлекательности (https://vedomosti.ru/politics/news/2019/06/29/805400-putin-obyasnil).
Но в чем же собственно состоит либеральная идея? Либеральная идея состоит в ограничении власти. Если демократическая идея состоит в том, что власть должна принадлежать народу, то либеральная — в том, что власть должна быть ограничена. Чем же должна быть ограничена власть? Свободой человека. Крупнейшие теоретики либерализма настаивают на том, что моральный долг человека состоит в следовании собственной совести и собственному разумению, а не властному указанию — а роль государства, роль власти состоит в том, чтобы оберегать эту свободу человека. Как же должно быть организовано данное ограничение власти свободой? Юридическим образом, закреплением и соблюдением неотчуждаемых прав и свобод человека в конституции.
Что и сделано в России, и, помимо этого, Россия (СССР) является соучредителем Организации объединенных наций и соавтором Всеобщей декларации прав человека и гражданина. Это все институты либерализма, призванные защитить человека от волюнтаризма государственной власти.
«Убивай, грабь, насилуй» — это, конечно же, абсурдное, карикатурное, вульгарное представление о либеральной идее. Либеральная идея диаметрально противоположна этому. Либеральная идея — это не идея о произволе, но ровно наоборот, об отсутствии произвола, о недопустимости произвола.
Владимир Владимирович Путин говорит о проблеме иммиграции как о сущностном вызове либерализма, с которым тот якобы не может справиться. Но в связи с этим хочется задать следующий вопрос: а почему эта проблема вообще имеет место? Почему люди массовым образом стремятся переехать и жить в другие страны? И не просто в какие-нибудь другие страны, не в африканские и не в латино-американские страны, а в Европу и Соединенные Штаты Америки, в развитые страны? Неужели просто из-за более высокого уровня жизни в этих странах?
Нет, не только, не столько поэтому. Люди стремятся в развитые страны — именно из-за преобладающей в этих развитых странах либеральной идеи! Люди бегут из обществ, где авторитаристы и тоталитаристы распоряжаются ими, как соблаговолят — в общества, где соблюдаются законы и права человека. Люди стремятся в Европу и в Америку, потому что человеку хорошо там, где есть справедливость.
И именно поэтому либеральная идея победила, и всегда будет побеждать. Потому что она соответствует чаяниям человека. Текущая проблема переселения народов — это подтверждение, а не опровержение либеральной идеи.
Слухи о смерти либеральной идеи сильно преувеличены нашим решительным лидером. С таким же успехом президент Путин мог бы заявлять о смерти добра, истины, любви и справедливости. С цинической точки зрения можно действительно усомниться во всем этом, но полчища переселенцев с этим могут не согласиться и «проголосовать ногами».
Алексей Пан
Источник: https://стратегическаясессия.рф/о-смерти-либеральной-идеи