
Недавно к нам обратился наш клиент, с которым работали несколько лет назад. Сейчас он развивает ещё один бизнес, вместе с партнёром. Бизнесу полгода, уже есть первые клиенты, планы — грандиозные.
Но есть некоторые вещи, которые сильно беспокоят нашего клиента. Именно поэтому он обратился к нам, памятуя о вполне успешном проекте несколько лет назад. И спросил — чем мы можем сейчас поддержать его новый проект. Мы сделали предложение, наш клиент показал его своему партнёру и получил такую реакцию: не совсем понятно зачем нам сейчас консультанты. Вот встанем на ноги, раскрутимся, тогда, возможно, это будет целесообразно.
Мы не в первый раз встречаемся с подобной реакцией. «Давайте мы сначала всё сделаем сами, со всем тут разберёмся, а потом уж и вас позовём», — примерно такие фразы мы регулярно слышим.
Предпринимателям, начинающим новый проект, мы хотим сказать следующее.
Главная задача молодого бизнеса — когда он поработал уже несколько месяцев, появились первые клиенты и первые поступления — главная задача — удержаться на плаву и стать наконец прибыльным.
Когда ты начинаешь новое дело и вдруг за твой продукт кто-то начинает платить, тебя охватывает эйфория. Ну всё, наконец-то поперло! То, что кто-то купил ваш продукт — это действительно хороший знак, что он вообще кому-то нужен, но ровно с этого момента начинаются сложные времена.
Во-первых, вы теперь регулярно должны научиться продавать свой продукт кому-то ещё, не сидеть же с несколькими клиентами?
Во-вторых, вы должны постоянно поддерживать качество вашего продукта тем, кто уже его купил и обращается повторно — это как минимум. А задача максимум — обеспечить искреннее удивление и восхищение вашего клиента каждый раз, когда он к вам обращается.
Как это не странно, сразу же после первых продаж необходимо чётко ответить себе на вопрос: с кем я буду работать? Кто мой клиент? А кто не мой клиент? Понимаете, есть формат бутика, где для каждого клиента у Вас индивидуальный подход и индивидуальный продукт. Есть формат фабрики, где у Вас строго ограниченный набор продуктов — очень узкий, но вы выпускаете их в большом объёме и со стабильным качеством, и к вам приходят клиенты именно за этим типовым продуктов.
Решение о том что выпускать а что не выпускать, с кем работать и с кем не работать — крайне сложные решения. Их очень не хочется принимать.
Консалтинг или внешняя экспертиза для молодого бизнеса — это прежде всего поддержках в выработке таких ключевых решений. Нет, не подсказка лучшего решения. Это ваш бизнес, и вы должны принимать решения в нем. Наша задача — обеспечить ваше безусловное внимание к этим вопросам, проработать альтернативы, внимательно посчитать каждую альтернативу, как-будто мы её реализуем и далее посмотреть на линейку инициатив ил выбрать лучшую.
В этом смысле стратегия для молодой развивающейся компании — это осмысленно отказаться от веера возможностей, которые со всех сторон подступают и кажется, что нужно ими воспользоваться. Нет, не нужно, это плохо и губительно для развивающегося бизнеса. Если только у собственников бизнеса нет за спиной необъятных инвестиций, которые они могут вливать и вливать в этот бизнес неограниченно долгое время. Но таких инвестиций как правило нет. Любой вменяемый собственник начинает бизнес для того, чтобы заработать прибыль. И совсем не для того, чтобы достать свободные деньги из своего кармана, вложить их в рискованные авантюры и потерять, а потом ещё латать дыры в финансах молодой компании тоже из своего кармана, потому что на кону деловая репутация.
Хочу сказать также, что главный вопрос, ответ на который мы поможем вам найти — это где ваша компания будет играть в ближайшие год-два-три, на какой рыночной поляне? И как на этой рыночной поляне ваша компания сможет выигрывать.
Крайне важно, чтобы принятое решение было санкционировано всеми партнёрами, которые заняты в бизнесе.
Это случится только тогда, когда каждый из партнёров открыто и откровенно изложит свою точку зрения на развития компании, и из точек зрения всех участников сложится палитра вариантов. Тогда уже можно работать и выбирать лучший вариант — который принесёт больше прибыли за более короткий срок. А если уже у компании поязвительней прибыль — тогда компания сможет пробовать новые идеи — осмысленно, также точно выбирая наилучшие.
Тогда предприниматель по-настоящему будет реализовывать свою миссию, тогда у него действительно появятся деньги на то, чтобы делать мир лучше — как своим продуктом, так и например, благотворительностью, участием в социальных проектах. Но на всё это нужно заработать. А чтобы заработать, нужно очень чётко договориться что, где и как мы делаем и самое главное — что мы не делаем, даже если очень хочется.
Евгений Печёрин
Источник: https://стратегическаясессия.рф/нужен-ли-молодому-бизнесу-эксперт-по-стратегии