
Крупнейшие американские компании заявили, что цель бизнеса не только в прибыли.
Мы в РКГ «Стратегии устойчивого развития» уверены, что главная, фундаментальная цель бизнеса — это прибыль. Ведь именно прибыль есть мерило создаваемой компанией «добавленной стоимости», создаваемой ею «нетто-ценности» в экономике. В отсутствие создаваемой ценности компания просто «переливает из пустого в порожнее», перемалывает ресурсы, ничего не добавляя в экономику. Что это, если не прозябание? Мы неоднократно говорили и писали на эту тему.
Более 180 руководителей крупнейших американских компаний — включая таких «аксакалов леса» как Walmart и JPMorgan Chase — пару недель назад собрались и сделали совместное заявление. Отныне наша главная цель, заявили эти передовые компании, состоит не просто в прибыли, не просто в благосостоянии собственников — но и в благосостоянии покупателей, поставщиков, персонала компании и окружающего социума.
Подобное развитие событий, пишет британский журнал The Economist, мотивировано, прежде всего, желанием ответить на поток обвинений, который непрерывно льется в сторону бизнеса по поводу неэтичного поведения (например, финансовому сектору оказывалась после последнего кризиса масштабная государственная помощь, и одновременно банкиры совершенно нескромно выдавали самим себе огромные бонусы), по поводу краткосрочной ориентации менеджмента, эксплуатации персонала и низких заработных плат, создании убийственных «внешних эффектов» в виде загрязнения окружающей среды и проч. Вместе с тем, пишет журнал, это и попытка со стороны бизнеса предупредить готовящуюся атаку на крупный бизнес со стороны Демократической партии. Один из кандидатов в президенты США Элизабет Уоррен, например, хочет сделать весь крупный бизнес лизензируемой федеральным правительством деятельностью — с тем, чтобы, если компания злоупотребила интересами сотрудников, клиентов или сообщества, отзывать ее лицензию на ведение бизнеса.
Есть две проблемы с подобной «коллективизацией сельского хозяйства», подчеркивает именитое издание. Во-первых, это потеря ответственности. Неориентация на прибыль означает неподотчетность. Каким образом руководители компаний будут определять, что «общество» от них хочет? Скорее всего, процесс принятия решений станет еще более зыбким и «закутковым» чем сейчас. Во-вторых, «коллективный» капитализм будет избегать инноваций. Если для внедрения нового будет нужно сократить сотрудников или вывести вложения из устаревших предприятий и отраслей в новые — компании на это не решатся и будут поддерживать старое на плаву изо всех сил.
Единственный способ сохранить и усилить подотчетность и динамизм экономики — это бескомпромиссное соблюдение права на частную собственность, заключают авторы. Компании должны прочно оставаться в руках своих собственников и должны быть направлены на максимизации прибыли. Посмотрите на состав оргиназаций, подписавших декларацию о социальной ответственности, призывают аналитики — ведь это сплошь «олигархи», естественные монополии и индустриальные гиганты. Выдвигая новые требования к бизнесу, они не озабочены развитием, они хотят лишь защитить свои привилегированные позиции. Но общество не выигрывает от таких барьеров, общество выигрывает от инноваций, от многочисленных и самостоятельных владельцев бизнеса, от разнообразия конкурирующих фирм, наперегонки друг с другом пытающихся адаптироваться к меняющимся потребностям и технологиям.
Мы со своей стороны можем лишь полностью присоединиться к этим выводам, а также сослаться на крайне иллюстративный в этом отношении российский опыт. Российские предприятия перегружены непонятной социальной нагрузкой и ответственностью, государственными приоритетами, «вызываемостью на ковер» в любой момент времени. И посмотрите на «полудохлое» состояние нашей экономики: назовите навскидку хоть один российский продукт успешно вышедший на мировой рынок в последние годы. Советский Союз развалился, утверждаем мы, ни много ни мало потому что в нем не было прибыли. Советский Союз развалился, потому что в нем не было ответственности, конкуренции и динамизма. Давайте не будем ходить по его стопам — ни в Америке, ни в России.
Алексей Пан
Источник: https://стратегическаясессия.рф/какова-главная-цель-бизнеса