
РВК (Российская венчурная компания) и Первый МГМУ им. Сеченова запускают новый курс по технологическому предпринимательству для медицинских вузов. Его основная задача выявить молодых специалистов, у которых есть склонность к такого рода деятельности, научить создавать стартапы и дать базовые знания о производстве инновационных медицинских изделий и лекарств. В процессе обучения студенты будут работать над бизнес-проектами и изучать тематические кейсы.
Что подобная инициатива принесет отечественной медицине, не и удастся ли ее корректно реализовать, рассуждает член-корреспондент Международной Академии менеджмента, советник директора Федерального научно-клинического центра реаниматологии и реабилитологии, Дмитрий Аверкин:
В первую очередь нужно отдать должное РВК и Первому МГМУ им. Сеченова, которые выработали экспериментальную программу и организовали пробный курс по технологическому предпринимательству для медицинских вузов. На мой взгляд, необходимость реализации предложенной инициативы давно назрела по технологическим и управленческим причинам.
Не обладаю достаточными возможностями для объективной оценки биотехнологических перспектив данной образовательной программы, с большой долей уверенности могу предположить, что количество и качество реализованных проектов в области разработки инновационных лекарств и медицинских изделий будет повышаться по мере ассимиляции в медицинском сообществе выпускников, освоивших указанные проектные навыки.
Попытаюсь заострить внимание на предпринимательских и управленческих преимуществах программы.
Изучение видеолекций и реальных кейсов из отраслевых областей, получение базовых знаний о создании и принципах разработки инновационных изделий, командная работа по подготовке и презентации бизнес-проектов сами по себе обеспечат выявление склонностей к предпринимательской деятельности среди выпускников, а также заложат фундаментальные навыки, которые окажут позитивное влияние не только на их будущую карьеру, но и медицинскую отрасль в целом.
Приведу несколько аргументов «за»
Практические занятия по разработке и презентации бизнес-проектов позволят выпускникам освоить различные этапы проектирования, способы оценки рисков, методологию построения функциональных компонентов технологического процесса и определения внятных критериев исполнения поставленной цели. Сама по себе практическая командная работа студентов вузов породит несколько перспективных идей, пригодных для дальнейшей практической реализации в ближайшей перспективе.
Уже несколько лет существуют нормативные документы, регулирующие организацию так называемых малых инвестиционных предприятий (МИП), деятельность которых должна была «оживить» реализацию результатов интеллектуальной деятельности (РИД). Однако, на сегодняшний момент, численность этих форм сотрудничества вузов и научных организаций с предпринимателями ничтожно мала. На мой взгляд, одной из основных причин данного факта является сложность нахождения общего языка между отраслевыми специалистами и бизнесменами. Преподавание базовых знаний о предпринимательстве и управлении, позволит медикам понять необходимость междисциплинарного диалога, результатом которого могут стать реальные прорывные проекты, в материалах которых должна содержаться не только технологическая мысль, а также прикладное применение и источники окупаемости. В этом случае будет удовлетворяться заинтересованность инвесторов и государственных фондов поддержки.
Существуют определенные стереотипы, что предпринимательство, как таковое, не имеет ничего общего с высокой общественной миссией врачей, научных сотрудников и других специалистов консервативных отраслей. Культивировалось понятие, что медицинский работник должен быть далек от мыслей о формировании различных программ, связанных с инвестиционными проектами, а предпринимательство это удел «торгашей». В данном случае, курс позволит изменить сознание обучающихся в плоскости поиска возможностей компиляции медицинских и управленческих знаний, сформируется понимание, что наличие в команде лидера или менеджера с организаторскими (предпринимательскими) способностями является преимуществом и повышает вероятность реализации любого проекта.
Выявление склонностей к предпринимательской деятельности среди выпускников послужит стратегическим целям медицинской отрасли в формате первичного подбора кандидатов на руководящие должности отделений или клиник (кадровый резерв руководителей). Данная проблема носит мультиотраслевой характер и представляет собой «неожиданное превращение хороших специалистов в плохих руководителей». Например: прекрасный практикующий врач, может быть назначен руководителем на основании исключительно отраслевых умений, но абсолютно без учета наличия или отсутствия управленческих и предпринимательских навыков. В результате вроде бы заслуженного карьерного роста появляются профессиональное выгорание, необоснованное моральное давление на подчиненных, непонимание причин падения мотивации персонала, ведущие к снижению качества результатов деятельности и повышению конфликтности в коллективах. Если практическое профессиональное тестирование позволит студенту осознать свои предпринимательские способности, то с большой долей вероятности, параллельно с получением медицинских знаний, он будет постепенно развивать управленческие навыки, понимая их важность для своего успешного будущего.
В скором времени некоторые выпускники медицинских вузов пополнят ряды сотрудников различных государственных клиник, где перед ними встанет вопрос пассивного наблюдения или активного влияния на выбор методов решения возникающих проблем и внутреннюю культуру взаимоотношений в целом. Можно предположить, что молодой врач, обладающий навыками проектного мышления и презентации РИДов, будет пытаться культивировать ориентацию результатов деятельности на нужды целевых сегментов, а не искать оправдания невозможности достижения поставленных целей. Думаю, данный фактор позитивно отразится на трансформации государственного здравоохранения.
Из предпринимателя практически невозможно быстро сделать врача, но обучить врача основным принципам управленческих технологий и предпринимательским навыкам представляется абсолютно возможным. Как говорится — было бы желание! А желание может возникнуть только в том случае, если на уровне высшего и дополнительного образования молодых людей заложить практический интерес к освоению междисциплинарных технологий, способствующих расширению способов реализации результатов труда ученого, медицинского работника, программиста или иного специалиста консервативной отрасли. По моему мнению, стоит расширить спектр дисциплин управленческого характера, для подобных экспериментальных курсов. Например, можно добавить основы разработки среднесрочных программ развития и целеполагания, обучить технологиям принятия взвешенных коллегиальных решений и проведения стратегических сессий, способам проведения мозговых штурмов, мотивации и т.п. Данное предложение основано на собственном практическом опыте, подтверждающем необходимость практически каждый раз доказывать отраслевым специалистам нужность системного планирования организационных процессов при их полном непонимании влияния этих технологий на результаты деятельности предприятий. Возможно, потребуется привлечь для этих целей организации типа «Агентства стратегических инициатив» (АСИ) или иные аналогичные структуры.
На мой взгляд, данная инициатива со всех сторон выглядит перспективной. Осталось дело за практическим воплощением и расширением количества вузов, участвующих в подобных образовательных программах.